ЗБС 700х100
^

500 дней лета. Времена года

27.10.2009

«-140, и вечное лееетооо!»

(Земфира)

 

Лето не бывает вечным, но, если вам повезет так, как герою фильма, оно может растянуться на 500 дней. Когда уходит любовь-Лето, начинается любовь-Осень, и счетчик дней обнуляется. Нехитрая философия: круговорот жизни, кольцо сезонов (как змея, кусающая себя за хвост), цепь любовей.

 

Можно выделить главные черты фильма: жизненность, азбучность, феминизм, романтизм.

 

Жизненность – это значит жизнь as it is, не приукрашенная даже полноценным хэппи-эндом, горькая и радостная. Сама форма повествования (нелинейность, прыжки во времени) при всей зрелищности еще и умудренная, взрослая. Взгляд из сегодня всегда ограничен шорами настоящего, истинное значение «сегодня» станет понятно только завтра. В фильме «сегодня» постоянно стыкуется с «завтра» и с «позавчера», из этих стыковок, из контрастов положений и настроений получается взгляд на жизнь как сложное целое. Комплимент фильму – натуральные тона, живые лица, насыщенная мимика, негламурность (видны и складки на платье героини, и мелкие недостатки кожи, разве что Отэм – чистый глянец, ожившая обложка).

 

Очень важная тема в фильме – слово в современном мире, во взаимоотношениях людей. Это больше не инструмент для коммуникации, слово не объединяет людей, а разделяет их, потому что у каждого оно свое, только молчание звучит одинаково. Слово сужает чувство, втискивает в рамки, приклеивает ярлык. Героиня это понимает, поэтому стремится избежать всяческих слов, называющих их отношения. Герой же работает в сфере слов и чувствует себя вне них как рыба без воды, ему нужна словесная определенность. На работе герой создает слова, которые потом кто-то присваивает себе. Человек, заплативший за открытку, имеет право втиснуться в открыточные слова, как в пальто не по размеру, однако купленное, честно полученное слово все равно остается чужим. Так и твердые, гранитные слова героя чужды героине, она предпочитает оставлять все в блаженной, неоформленной чувственной мягкости. А в его шутке про «временные здания, вечные слова» - всего лишь доля шутки, для него слова вначале именно и кажутся самыми важными, прочными, незыблемыми. Путь героя в фильме – это пошаговое прохождение словесной азбуки (Л – Любовь, С – судьба, Р - разлука и т.д.) и избавление от этого старого словаря. Ключевой момент: герои перед камерой говорят о том, что такое любовь – все, кроме главного героя, который охвачен немотой любви и не может ее произнесть.

 

(Очень понравилась сцена, когда в магазине Ikea, в этой многокомнатной имитации дома, герои тоже включаются в игру, в декорацию и начинают имитировать семью. В общем-то, это подделка того же рода, что и открытки, тоже сочиненные кем-то другим.)

 

Феминизм – это и в смысле «ах, какая  фемина!», и в смысле доминирования женщины. Ролевая модель современного общества: она решает, она устанавливает правила, ей не нужны серьезные отношения, только чтобы было весело. Она ведет партию, сама переходит в активную фазу действий (поцелуи возле ксерокса), сама все заканчивает, потом сама снова дает надежду. Весь рассказ приближен к герою, ведется с его позиции, внутренний мир героини практически не раскрывается и поэтому она кажется загадочной, очаровательной, неподражаемо естественной – ах, какая фемина!

 

Фильм, конечно, не избежал обычных штампов романтических комедий – диалогов с друзьями, прерывающими повествование, не по годам развитая сестричка, бесконечный саундтрек, без которого не случится ни один красивый закат.

 

В общем и целом «500 дней лета» для меня – приятное впечатление, но не восторг. Собрание строгих азбучных истин (любовь бывает невзаимной, любовь не вечна, взрослеть – это значит расставаться), приятный музыкальный драйв – но, увы, без ощущения какой-то алхимии любви, ее микроэлементарных частиц.

 

olala

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров "VERY VELLY", кинотеатры: мультиплекс "VERY VELLY" и Рубин


Вступай в ВК

Рецензии

24.04.2018 Опасный бизнес

Опасный бизнес
боевик / комедия / триллер
Режиссер: Нэш Эдгертон
В ролях: Шарлиз Терон, Джо...

19.04.2018 Жажда смерти (2018)

В 1974 году фильм «Жажда смерти», режиссер которого был Майкл Уиннер, затрагивал политические темы....

19.04.2018 «Тихое место»

Тихий кошмар. Режиссер Джон Красински, более известный как актер, решил сделать свое оригинальное кино под названием «Тихое место»....