Трамвай до июня
^

Безумный спецназ. Люди и козы

15.12.2009

В первую очередь фильм «Безумный спецназ» не рекомендуется для просмотра тем, у кого рефлексивный смех вызывают только чьи-нибудь падения, удары и пошлые шутки. Хотя толика такого американского юмора здесь присутствует, в целом смешное строится по другим лекалам, на юморе ситуаций. Да и, признаться, не очень-то смешно…

 

Поэтому во вторую очередь «Безумный спецназ» не рекомендуется для просмотра тем, кто хотел бы два часа смеяться без продыху. Не получится. Ибо на самом деле в комедийной форме заключена остро актуальная сердцевина, а смешное постепенно переходит в страшное.

 

«Безумный спецназ» - фильм с политическим прицелом и пацифистким посылом. Это американский отчетливо против-американский фильм. Будь это настоящая, всего лишь и только смешная комедия, все действие происходило бы абстрактно где-то, когда-то. Здесь же оно предельно четко локализовано (Ирак) и хронологически привязано (наши дни). Так же значима отсылка к войне во Вьетнаме - тоже источнику гордости американцев и тоже псевдоспасительной кровопролитной войне на чужой территории.

 

Переводчики фильма, видимо, убоявшись дословного и длинного перевода названия «Люди, которые уставились на коз», в свернутом виде вынесли в русский вариант заглавия базовую тему фильма. Безумие – сверх-умие – не-нормальность - пара-нормальность. Границы, отличия, доказательства. Генеральная линия смеха в фильме – то, что, несмотря на всю сугубую серьезность подразделения «Новая армия» (государственное финансирование, секретность), у зрителей на протяжении всего фильма нет уверенности в том, что сверхспособности спецназовцев – реальность, а не миф. Фильм все время балансирует, то как будто демонстрируя эти навыки (например, Лин «силой взгляда» разгоняет облака), то опровергая их (в ту же секунду машина «дальновидного» Лина врезается в единственный в пустыне камень). И сами образы этих «сверх-вояк» контрастируют со всей отлаженной американской военной машиной и как будто нивелируют ценность собственных идей: чего стоит только идеолог движения Билл, этот полу-хиппи, полу-наркоман. Или Лин, любитель танцев со слегка ненормальными глазами. Все они чуть-чуть «с приветом». А журналист Боб – это герой, выражающий сомнение самого зрителя, смотрящего снаружи. Все остальные герои - внутри этой темы, а Боб – снаружи. Так же, как он, зритель все время раскачивается на качелях, то верит в экстрасенсорные возможности героев, то не верит. Но главная забава режиссера в том, что никакого стопроцентно верного доказательства экстрасенсорных возможностей героев в фильме нет! Каждое из них может быть подвергнуто сомнению. Поэтому доподлинно неизвестно, надо ли писать «безумный» в кавычках.

 

Однако этот юмор, перерастающий в сатиру на американские войска, внутри которых позволено было существовать такому нелепому подразделению, всего лишь кожура, скрывающая реальную пацифистскую проблематику фильма. Доведенный до грани, приправленный стебом пацифизм становится даже помесью гринписа с буддизмом: каждое существо, даже коза, достойна жизни. «Новая армия Земли» была призвана не воевать с помощью оружия, не убивать, а предотвращать конфликты. Когда-то лишение жизни даже не человека, а козы рассматривалось Лином как выход наружу его скрытой темной стороны. И вот Ирак, наши дни. Внимание, явная метафора: война в Ираке – это и есть торжество темной стороны. Узаконенное, откровенное. Спустя двадцать лет произошло коренное изменение духа и смысла «Новой армии Земли». Теперь разрешено даже проводить эксперименты над живыми людьми, не говоря уже о козах. Для Лина Кэссиди коза равна человеку, потому что она тоже живое существо, достойное жизни. Недаром в конце фильма он выпускает на волю и людей, и козлов. А для новых идеологов человек (другой национальности, другой веры, но человек!) равен козе, и над ним можно ставить опыты. Постер фильма, на котором ряд героев замыкает коза, – это не только смеху ради. Это и страху ради. И правды ради.

 

К концу фильм из задорного и бодрого превращается в страшноватый. Еще по-комедийному отступает смерть, унося из кадра обреченного Лина на вертолете прямо в небо. Но жесткий финал все расставляет по местам: журналистское расследование Боба демократическая американская пресса практически проигнорировала, сведя все к шутке. Получается, что люди равны козлам не только в Ираке. Люди равны козлам в головах граждан свободной Америки. Не те абстрактные люди, о которых написано в конституции. А те конкретные чужие люди, которые умирают в Ираке. Так вопрос «безумия» оборачивается другой стороной. Кто же по-настоящему безумен – Лин Кэссиди, верящий в то, что взглядом разгоняет облака, или те военные в Ираке? Или телевизионные редакторы, из всего собранного материала выбравшие лишь незначительную деталь?

 

Будьте осторожны с жанром: на деле фильм «Безумный спецназ» оказывается не бездумной комедией, а социальной сатирой, политическим памфлетом. Хотя это не отменяет безумно хорошей комической – мимической, пластической – игры его актеров.

 

olala

 

Просмотр фильма стал возможен благодаря сети кинотеатров "VERY VELLY", кинотеатры: мультиплекс "VERY VELLY" и Рубин


Вступай в ВК

Рецензии

19.04.2018 Жажда смерти (2018)

В 1974 году фильм «Жажда смерти», режиссер которого был Майкл Уиннер, затрагивал политические темы....

19.04.2018 «Тихое место»

Тихий кошмар. Режиссер Джон Красински, более известный как актер, решил сделать свое оригинальное кино под названием «Тихое место»....

19.04.2018 Гоголь. Вий

Вот и вышла вторая часть фэнтези-хоррора, «Гоголь. Вий» ничем не хуже первого фильма «Гоголь.Начало». Наоборот фильм не позорит классику, а ...