Трамвай до июня
^

Братья Гримм. Старые сказки да на новый лад (Пермь)

21.09.2005

Понравилась кондитерская феерия «Чарли и шоколадная фабрика»? Тогда самое время снова отправиться в мир волшебного. На этот раз за сказочность отвечает Терри Гиллиам (кстати, после последнего его фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» прошло аж 7 лет!). Естественно, перед просмотром ожидаем всего, что угодно, но только не хрестоматийную сказку.  Это становится понятно уже с самого начала. Братья Гримм оказываются самыми настоящими пройдохами – пугают местных жителей ведьмами и троллями, и за сходную цену сражаются с этой нечистью, используя бутафорские доспехи и всякие внушительные примочки. Все это до поры до времени…


В одной деревеньке начинают пропадать маленькие девочки. Эти странные пропажи, конечно, раздражили блистательного генерала Делатомба (Джонатан Прайс), контролирующего данный регион. И генерал отдает приказ своему слуге - пыточных дел мастеру Кавальди (Питер Стормаер) - найти и доставить этих братьев Гримм. Пускай теперь обманщики сразятся с тем страшным, что находится в этом заколдованном лесу. Ну и, конечно, пускай освободят ребятишек во славу солнечной Франции.

Тут-то братьям и приходится столкнуться с настоящим колдовством. И пора хвататься зрителю за свою голову – начинается настоящая сказочная путаница, чехарда стилей…


Братья Якоб (Хит Леджер) и Вильгельм (Мэт Дэймонд) почему-то называют друг друга на американский манер: Джейк и Уилл. И совсем уж не понятна до конца их роль: на сказочников они как-то не тянут. О собирании сказок напоминает лишь несгораемая толстенная тетрадь Якоба, в которой он строчит за испуганными деревенскими жителями их истории. Конфликт между братьями сводится к постоянному напоминанию о волшебных бобах, из-за которых погибла сестренка Гриммов, и к полному недоверию друг к другу (слава богу, до поры до времени). Особенно интересно посмотреть на Мэта Деймонда совершенно в новой роли. Он не то, чтобы заблистал другими гранями таланта. Он заблистал испуганными глазами – ему следует играть циника, не верящего в чудеса, а он откровенно боится живых деревьев, размахивающих корягами, крича: «О, да ведь деревья можно двигать посредством специальных рельсов!». Кажется, Дэймонду слишком жал воротничок от костюма наполеоновского времени, и он с горечью вспоминал «Идентификацию Борна», где ему было гораздо комфортнее… А может быть, он (да и все остальные) просто заблудились в дебрях сценария…

Если меня спросят, о чем же все-таки «Братья Гримм», я крепко задумаюсь, прежде чем ответить. С одной стороны, мы следим за действительно сказочным действом, декорацией к которому стали все соответствующие сказке элементы: высоченная башня, заколдованная королева (между прочим, в исполнении Моники Белуччи), оборотень, враждебные коряги, пропадающие девочки, масса волшебных жучков (брррр…хотелось спрятаться под кресло). У Гиллиама получились отличные мрачные, несколько депрессивные картинки (это выглядит как реверанс бёртоновской «Сонной лощине»). Вот на этом месте стоит задуматься, вести ли ребенка на этот фильм. Ибо некоторые неприятно-натуралистические эпизоды (особенно с котенком) способны покоробить и взрослого. С другой стороны, кажется, что Терри Гиллиам приберег для нас и несколько юмористических моментов. Но смеяться было, честно слово, страшно. Особенно, когда появляется агрессивный Кавальди, а также весьма гротескный генерал Делатомб. Кстати, аплодисменты Джонатану Прайсу! Похоже, он играл роль негодяя с большим вкусом и наслаждением.


В общем, нет смысла решать, что же такое – «Братья Гримм». Для каждого здесь найдется что-то свое. Если конечно, вам удастся избавиться от ощущения, что режиссер в какой-то момент просто махнул на все рукой, пустив фильм на самотек. Кажется, что в процессе съемок Гиллиам сам запутался: где действительно сказка, а где стебовая стилизация. Не скрою, «Браться Гримм» вызывают скорее легкое замешательство (бояться или смеяться?), нежели чувство завороженности сказочным действием. Зато ближе к концу фильма найдутся забавные эпизоды – с летящим в зрителя осколком королевы, с «братским» почти-поцелуем Якоба и Вильгельма, с последней надписью перед титрами, сквозь которую словно слышится злорадный смех режиссера («баста карапузики, кончилися танцы!»)…


Рекомендую полюбоваться на «Братьев Гримм» как на отличную недосказку,  перефэнтези и просто-напросто мистерию по мотивам немецких сказок, тем более в исполнении Терри Гиллиама.

Автор: Евгения Харузина (г. Пермь)

 


Вступай в ВК

Рецензии

19.04.2018 Жажда смерти (2018)

В 1974 году фильм «Жажда смерти», режиссер которого был Майкл Уиннер, затрагивал политические темы....

19.04.2018 «Тихое место»

Тихий кошмар. Режиссер Джон Красински, более известный как актер, решил сделать свое оригинальное кино под названием «Тихое место»....

19.04.2018 Гоголь. Вий

Вот и вышла вторая часть фэнтези-хоррора, «Гоголь. Вий» ничем не хуже первого фильма «Гоголь.Начало». Наоборот фильм не позорит классику, а ...