глагол сверху
^

Вэлиант: пернатый спецназ #1

22.08.2005

Про мультфильмы всегда почему-то чисто технические высказывания. То есть, в переведенном "Вэлиант: пернатый спецназ" /Valiant/ (2005) вы не услышите живые голоса Юина МакГрегора, Джона Клиза и Джима Бродбента, но перевод хороший. Когда немецкий ястреб, к примеру, пытает пленного союзнического голубя: "Где куры? Где яйки?", – переводчики явно поймали тот импульс, который двигал создателями мультика.


Кто не знает, Вторая мировая – главное событие XX столетия, повлиявшее на все на свете. "После Освенцима не может быть поэзии", – сказал Теодор Адорно, но еще до него Эрнст Любич снял про войну первую комедию. Патриоты смотрели "Быть или не быть" /To Be or Not to Be/ (1942) с сомнением, народ смотрел стройными рядами. Когда потом Кристиан Жак снял "Бабетта идет на войну" /Babette s'en va-t-en guerre/ (1959), где фашисты были лишь фоном для прически Брижитт Бардо, советская критика слюной брызгала от возмущения, советский народ носил сплошные "бабетты". Режиссер-дебютант "Вэлианта" Гэри Чэпман может не знать подробности, он просто впитал в себя с молоком матери их нелепость. И мультик он сделал даже более радикальный, чем какая-нибудь оскароносная "Жизнь прекрасна" /Vita e bella, La/ (1997) Бениньи. Он живет в XXI веке, Вторая мировая для него – отнюдь не главное событие, а только повод поговорить о своем, о голубином.


История голубя-недомерка, мечтавшего стать героем в борьбе с врагами родины, во-первых, очень лихо стилизована. На экране не тридевятое царство-тридесятое государство, а реальная Трафальгарская площадь и морда Нельсона на памятнике. Поедут старые поезда, полетят старые самолеты, поплывут старые броненосцы, голубей с ястребами не просто нарисовали, но и приодели по тогдашней моде. Сочетание "птичку жалко" с реалиями жизни просто головокружительное. Ирония по отношению к героям и врагам, давно бытующая в "живом" кино, впервые полностью нарисована и душевно близка. Генерал ястребов – прямиком из "Кащея Бессмертного" (1944), вражеский штаб – пушка из "Небесного тихохода" (1945), мышь из французского Сопротивления под голос Эдит Пиаф напоминает Штирлица в машине с пастором Шлагом. Финальный страстный поцелуй голубя с голубицей словно сошел со вчерашнего телерепортажа об установке в Лондоне памятника поцелую живых бывших солдата и медсестры. То есть в изображении все узнаваемо даже вдали от Америки, оно все стереотипы "военного кино" стилизовало в кайф. Работают масштаб и ракурс, и местами любовь "Вэлианта" к кино сравнима с "Трио из Бельвилля" /Triplettes de Belleville, Les/ (2003).


А поскольку это все же Голливуд, к "войне" и "врагам" Гэри Чэпман относится в прогрессивном духе XXI века и не мог на примере Второй мировой не постебаться также над современными войнами. На вопрос "Почему мы воюем" он отвечает отнюдь не в духе Фрэнка Капры. И проскальзывают другие "современные" детали типа наперсточников и первых на Луне. "Вэлиант", в общем, выполнил все иронические, изобразительные и актуальные задачи и для дебюта может считаться образчиком. Это будут смотреть наши маленькие дети, и пусть они лучше смотрят это, а не "Бивис и Батхед" /Beavis and Butt-Head/ (1993-1997). Тем не менее, если по-прежнему сравнивать мультик с известным архетипом под названием "Шрэк" /Shrek/, он, конечно, проигрывает. Не так смешно, отнюдь не так смешно. Когда создатели "Шрэка" стебались над стереотипами кино и телевидения, у них были развязаны руки, а "Вэлиант" привязан к определенной, узкой кино- и телевизионной тематике. На полный метр ее честно не хватает. Характеры вторичны. Грязный Багси, который никогда не заткнется, напоминает не только шрэковского осла, но и нашего Винни-Пуха, так же как манерный голубь хорошего происхождения – ослика Иа-Иа. Может быть, Чэпману просто не хватило времени на все-все-все оригинальные детали: продюсером была поставлена задача, пусть и с большим бюджетом (40 млн. долларов), но сделать все за два года, к 60-летнему юбилею конца Второй мировой (2 сентября). Но без спешки могло быть лучше.

Автор: К.Тарханова 


Вступай в ВК

Рецензии

24.04.2018 Опасный бизнес

Опасный бизнес
боевик / комедия / триллер
Режиссер: Нэш Эдгертон
В ролях: Шарлиз Терон, Джо...

19.04.2018 Жажда смерти (2018)

В 1974 году фильм «Жажда смерти», режиссер которого был Майкл Уиннер, затрагивал политические темы....

19.04.2018 «Тихое место»

Тихий кошмар. Режиссер Джон Красински, более известный как актер, решил сделать свое оригинальное кино под названием «Тихое место»....